http://inosmi.ru/world/20140918/223076037.html
2014й год
Германия: исламские радикалы поднимают голову
Тема радикального Ислама вновь привлекла внимание немецкой общественности в связи с серией терактов в Ираке, которые совершили джихадисты, прибывшие из Германии. Ахмет С. из земли Северный Рейн-Вестфалия, получивший боевую кличку «Аль-альмани», или «Немец», взорвал себя у блокпоста в Багдаде, при этом погибло 54 человека. Таких случаев отмечено немало, причем, по мнению иракских экспертов, прибывшие из Европы джихадисты ведут себя намного агрессивнее местных боевиков.
Также широкий резонанс в Германии получило недавнее появление «шариатской полиции» на улицах Вупперталя в земле Северный Рейн-Вестфалия. Именно эта земля становится главным очагом нового агрессивного направления среди немецких мусульман — салафизма (вернее, неосалафизма). Дружинники-салафиты в оранжевых куртках патрулировали улицы и контролировали поведение местных мусульман в вопросах выпивки, азартных игр и наркотиков. До этого шариатские патрули появлялись в прошлом году в Бонне, где они принуждали девушек к ношению хиджаба и избили подростка за то, что он якобы потреблял на вечеринке алкоголь. А впервые такого рода патрули появились в 2011 году в Великобритании и имеют тенденцию к распространению на все города Европы, где существуют крупные мусульманские общины. В ряде районов Лондона самозванные дружинники объявили «шариатские зоны», где запретили проституцию, азартные игры, наркоманию и даже алкоголь.
По мнению немецких властей, и прежде всего Федеральной службы по охране конституции (аналога ФБР), салафизм становится наиболее активным отрядом «политического Ислама» в Германии. Его приверженцы распространяют экстремистскую литературу, ведут пропаганду среди граждан Германии и пытаются внести радикальные настроения в ряды умеренных мусульман. Организации салафитов находятся под пристальным вниманием немецких спецслужб, поскольку связаны, по их данным, с международным терроризмом и спецслужбами ряда арабо-мусульманских стран. Некоторые из салафитских организаций уже были запрещены, так как открыто призывали к насилию. Министерство внутренних дел ФРГ предложило в этой связи выдворять из страны наиболее активных проповедников салафизма.
Эксперты говорят о «неосалафизме», который мало чем напоминает традиционный салафизм (возврат к первоначальному Исламу). Неосалафизм возник после арабо-израильской войны 1967 года и иранской исламской революции 1979 года — как радикальная реакция на экспансию Запада, а также политику Израиля и прозападных арабских режимов. Внутри неосалафизма особо выделяется радикальное джихадистское крыло. Именно его сторонники направляются в Сирию, Ирак, Ливию и другие страны для борьбы с неверными — «кяфирами».
Исторически салафизм тесно связан с ваххабизмом — у них общие идеологические установки, однако отличаются методы борьбы и источники финансирования. Если салафиты представляют собой некий «исламский интернационал», то ваххабиты теснее связаны с Саудовской Аравией, где ваххабизм — государственная религия. Салафиты являются как бы «модернизированной» версией ваххабизма, во всяком случае, в качестве инструмента своей борьбы за чистоту Ислама они используют интернет и современные методы политпропаганды.
Салафизм привлекателен для многих молодых мусульман Европы, так как говорит с ними на доступном, неформальном языке и предлагает радикальные способы решения политических проблем. Среди молодых мусульман в немецких городах стало почетно быть салафитом, а самые активные добровольно отправляются джихадистами на Ближний Восток. Немецкие спецслужбы опасаются, что, вернувшись в Германию, они применят на практике навыки вооруженной борьбы и терроризма. Кроме того, салафиты и другие радикальные исламистские круги в Германии оказывают финансовую поддержку боевикам в Сирии и Ираке.
Число салафитов растет повсюду, где есть крупные мусульманские общины. В Египте, например, по степени влияния они обогнали старейшую исламистскую организацию «Братья-мусульмане». Не обошла эта тенденция и Западную Европу. По данным немецких спецслужб, в Германии насчитывается около 5000 салафитов, по другим данным — до 10 000. Среди них — немало обратившихся в Ислам немцев. Если до середины 2000 годов число немцев, принявших Ислам, ежегодно чуть превышало 1000 человек, то в течение последних 10 лет их количество выросло до 4000 человек в год. Хотя в абсолютных значениях это число невелико (меньше, чем во Франции и Великобритании), не стоит забывать о высокой общественно-политической активности их идейного ядра. Для сравнения: во Франции проживает около 6 миллионов мусульман, среди них от 70 до100 тысяч французов, принявших Ислам. В Великобритании — из 3 миллионов мусульман около 100 тысяч коренных британцев обратилось в Ислам.
Примечательно, что в Германии именно в рядах салафитских лидеров немало обратившихся в Ислам немцев. Среди них — Пьер Фогель, принявший имя Абу Хамза и организовавший салафитскую организацию «Приглашение в рай». Фогель активно выступает за отправку в Сирию немецких джихадистов. Он стал известен в 2011 году, когда организовал поминальную службу по Усаме бен Ладену, которая была запрещена властями. Лидер салафитов в Вуппертале — Свен Ляу — тоже этнический немец, бывший пожарный, он является настоятелем одной из региональных мечетей. Среди лидеров других салафитских группировок также замечены немцы — они полностью интегрировались в движение, представленное, в основном, выходцами из мусульманских стран.
В Германии проживает свыше 4 миллионов мусульман — это вторая мусульманская община Европы после Франции. Около 70% — выходцы из Турции, где практикуется довольно умеренная разновидность суннитского Ислама. Однако это не помешало возникновению в Германии «параллельного мусульманского общества», в котором игнорируются западные правовые нормы.