У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Форум Августа

Объявление

Привет, уважаемый гость. Спасибо, что посетили. Учтите, это элитный клуб, Прежде чем регистрироваться, перечитайте, пожалуйста, Правила Форума. Гости видят только лишь фасад Форума. Форум есть сообщество людей, объединенныx cоглаcием отноcительно вещей, котоpые они любят.(St. Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Августа » Музыка » Владимиру Семёновичу Высоцкому сегодня было бы 77..


Владимиру Семёновичу Высоцкому сегодня было бы 77..

Сообщений 1 страница 49 из 49

1

Как сегодня написано..

0

2

+1

3

моя любимая песня Высоцкого..

0

4

и ещё одна..

0

5

+1

6

это просто про меня..:D

0

7

0

8

ну и про нас, разумеется.,: D

0

9

0

10

0

11

0

12

здесь и вправду бродит кот..

0

13

0

14

дык..это он предсказал правление ввх?

0

15

0

16

0

17

Хорошая статья А.Минкина посвящённая дню рождения В.С.Высоцкого.
http://www.echo.msk.ru/blog/minkin/1479068-echo/

0

18

Я успел его послушать вживую. Он к нам приезжал в конце 70х, по моему за год-полтора до смерти. Он кстати останавливался у дяди одного кореша. Но буквально переночевал, дал днем концерт и поехал дальше. Я даже успел взять автограф на какую то кассету его песень но с тех пор её ессно посеял.

0

19

Mavka написал(а):

Я с ним разговаривала с живым в детстве.

Я тоже. И даже был у него в номере гостиницы на пьянке. Мы с мамой жили в соседнем номере.

В Крыму...

0

20

Я его видел в театре на Таганке в роли Гамлета. Мой московский кузен, большой театрал, повел меня. Но я был еще пацаном, не соображал кого вижу.

0

21

Его песни и в чужом исполнении неплохо звучат.

0

22

0

23

Зачем вообще он был послан нам Всевышним?

Для того, чтоб через 35 лет после его смерти 86  процентов молились на иконы )(уйла?

0

24

Как к актеру у меня к нему осторожное отношение, не уверен я... В своем жанре он, конечно, силен. Все испортила прпавшаяся статейка о его возможной связи с кагебе

0

25

coced написал(а):

Как к актеру у меня к нему осторожное отношение, не уверен я... В своем жанре он, конечно, силен. Все испортила прпавшаяся статейка о его возможной связи с кагебе

А Пушкин Александр Сергеич зело просил самодержца быть его личным цензором.

Но жизнь моя была бы куда беднее без них обоих.

0

26

Сегодня 35 лет со дня его смерти..

0

27

0

28

земля пухом...
интересно было бы лет через 50 посмотреть со стороны - отмечают ли, помнят ли, понимают ли вообще хоть что-то  :no:

0

29

Его песни и теперь удивительно актуальны

Отредактировано Mavka (2015-07-23 17:49:56)

0

30

не знаю, не уверен ... может, только для тех, кто был с ним знаком тогда? при всей любви к его творчеству, он очень сильно привязан к историческому моменту, который активно из истории изымается. вот я о чём, возможно, не очень внятно )

0

31

Для меня очень актуален

0

32

ну и ладно, ну и хорошо. напеваете "сегодня в нашей комплексной бригаде", купаясь в своём бассейне ? )

+1

33

Нет. Но когда читаю российские новости, часто его песни вспоминаю

Отредактировано Mavka (2015-07-23 18:27:13)

0

34

а, вот где собака порылась... я новости не читаю, потому и вспоминаю редко )

но это, опять же вы, которая новости читает и оценивает с позиции, предположительно, близкой Высоцкому. а я про нынешнюю мОлодежь или даже подростковое поколение, которому в коробку вбивают совсем другие мысли. будет ли он знАчимым для них

0

35

coced написал(а):

а, вот где собака порылась... я новости не читаю, потому и вспоминаю редко )

но это, опять же вы, которая новости читает и оценивает с позиции, предположительно, близкой Высоцкому. а я про нынешнюю мОлодежь или даже подростковое поколение, которому в коробку вбивают совсем другие мысли. будет ли он знАчимым для них

Думаю, то, что привязано к советскм реалиям, молодым уже малопонятно.
"Париж открыт, но мне туда не надо" -им не понять в чем прикол. :nope:
Ну а лирика, военная тематика всегда понятны.

0

36

0

37

0

38

Все понятно в любые времена.

0

39

Последний пример не совсем удачный, поскольку песня не его

0

40

Да, слова не его, не знал. Кохановского. Но музыка таки его.

0

41

Еврейские корни Владимира Высоцкого
http://www.jewish.ru/culture/press/2009 … 271088.php
30.01.2009

Те, кто интересовался родословной Владимира Высоцкого, знают, что она имеет глубокие киевские корни. В Киеве его дедушка по отцу Вольф Шлиомович Высоцкий (впоследствии он переписал свое имя-отчество на русский лад, став Владимиром Семеновичем) учился в Коммерческом институте (с 1911 по 1917 год) на экономическом факультете, получив по окончании звание кандидата экономических наук. Затем поступил в Киевский университет на юрфак, а еще через два года — в Киевский институт народного хозяйства. Владел немецким, французским и польским языками...

Современники называли его «аристократом духа, человеком необыкновенной порядочности, фундаментальности в делах». Кроме того, Владимир Семенович-старший слыл в Киеве самым красивым мужчиной — женщины были от него без ума. Говорят, гены передаются через поколение...

Бабушка поэта по отцовской линии Ирина Алексеевна почти всю жизнь прожила в Киеве, умерла в 1970 году и похоронена на Байковом кладбище. Театр и литература были ее страстью. Она не пропускала ни одной премьеры в Киеве, причем признавала лишь первый ряд, была в курсе всех литературных новинок, хотя профессия косметолога отнимала у нее массу времени.

17 июня 1916 года у супругов родился сын Семен — будущий отец знаменитого актера, поэта, певца и композитора. Семен Высоцкий учился в 67-й киевской школе, в 1931 году поступил в политехникум связи, но уже через год переехал в Москву... Там продолжил образование, стал кадровым военным и в 1937-м женился на переводчице «Интуриста» Нине Максимовне Серегиной, родители которой из русских крестьян. Играл ей на рояле, пел для нее Вертинского, они ходили в театр, оперетту. А 25 января 1938 года у молодой четы родился Володя...

Теперь о нашей собеседнице. У Вольфа (Владимира Семеновича-старшего) была сестра Мария и братья Леон и Исаак. Дочь среднего из них Людмила Леоновна Высоцкая приходится Владимиру Высоцкому двоюродной тетей. Она — известная в прошлом баскетболистка, чемпионка СССР и обладательница Кубка Союза, член национальной сборной и заслуженный тренер Украины. Сейчас 78-летняя Людмила Леоновна на пенсии. Интервью началось с неожиданного признания...

«В 10 МЕСЯЦЕВ МЕНЯ ВЗЯЛИ ИЗ КИЕВСКОЙ БОЛЬНИЦЫ «ОХМАТДЕТ», И Я СТАЛА ВЫСОЦКОЙ»

— Я вам кое-что должна сообщить, прежде чем мы начнем разговор. Дело в том, что я не чистокровная Высоцкая... Леон Шлиомович и Юдифь Овсеевна, которых я считаю своими родителями, взяли меня в 10 месяцев из больницы «ОХМАТДЕТ». Удочерили, дали свою фамилию, воспитали.

— Как вы об этом узнали?

— Когда мне было 20 лет, я потеряла метрику, и нужно было взять дубликат. Пришла в городской архив, говорю: «30-й год, 5 августа». Работница архива достает огромную книгу, начинает ее листать. Сообщает: «Вас там нет». Прошу: «Посмотрите тогда за следующий год». Она находит: «Людмила Власова». Эта фамилия красными чернилами перечеркнута, а сверху написано: «Высоцкая». Я не сразу поняла: «Кто такая Власова?». Она на меня посмотрела и ничего не сказала. Ни слова!







Людочка Высоцкая с приемной матерью Юдифью Овсеевной, 1935 год

Фото из архива Людмилы ЯРЕМЕНКО

После я поинтересовалась у отца: «Почему ты взял девочку, ты же хотел мальчика?». Он объяснил: «Ты была в боксе вместе с другими детьми. Мы идем, а ты протягиваешь к нам ручонки... Нас это растрогало, и мы выбрали тебя». Я им, конечно, очень благодарна. Кем бы я была, что бы со мной было, если бы я росла сиротой?

— Как к вам относились дяди — братья вашего отца?

— Младшему Исааку было все равно. А старший Владимир немножко свысока на меня поглядывал, как бы недоумевая: зачем Леон взял какую-то девочку? Но я помню, что в 35-м он прислал мне посылку с подарками — говорящей куклой и мишкой.

А Семен, отец Володи, относился ко мне хорошо. Когда я приезжала в Москву, всегда его навещала. Что-то ему привозила, с пустыми руками как-то неловко было заявляться. «Киевский торт» — обязательно. Он еще просил: «Люда, ой, как хочется домашней украинской колбаски!». Она, вся залитая смальцем, продавалась в фарфоровых бочонках. Так я ему их перла: «На тебе, пожалуйста!».

— То, что вы приемная дочь, знал еще кто-то?

— Нет. Кстати, отец хотел поменять мне имя, а бабушка была против: «Не смей этого делать! Дали ей имя Людмила, пусть Людмилой и будет». Отец был очень набожным, каждую субботу ходил в синагогу. Даже если в этот день работал, вставал в шесть утра и ехал туда.

Когда мне было лет пять, он и меня в синагогу водил на праздник Торы. Но для меня тогда это был пустой звук. Уже потом, когда нельзя было достать мацу, которую евреи едят во время Пасхи, я иногда пекла ее для него сама. Дядя Исаак был атеистом и коммунистом — полной противоположностью моему отцу. А дядя Володя — ни то ни се.

«ВОЛОДЮ Я ВИДЕЛА ВСЕГО ТРИ РАЗА. ПОСЛЕДНИЙ — В ГРОБУ»

— Когда вы впервые встретились с Владимиром Высоцким?

— Ему тогда было лет семь, мне — лет 15. Его привезли в Киев. Мальчишка небольшого росточка. Беленький, светленький такой — абсолютно блондин! А я была девушкой с ветерком: высоченная акселератка — хотя такого слова тогда и в помине не было, худенькая.








Бабушка поэта Ирина Алексеевна с сыном Сеней (отцом Высоцкого)

Я водила Володю по Киеву, показывала новый Крещатик, улицу Ленина. О чем разговаривали, уже не помню. Это было летом, солнечный день, жарко. Я ему купила мороженое. Он был в коротеньких штанишках до колен. А я — в единственном моем платье, так что особо не разгуляешься. (Смеется).

— И каким он вам показался по характеру?

— Спокойным, тихим, послушным.

— Киев его интересовал?

— Любому ребенку в его возрасте любопытно смотреть, сравнивать. Тем более он тогда жил в Москве с матерью (родители развелись) в коммуналке на улице Мещанской: одна комната, очень много соседей — ничего хорошего. Больше я вам ничего не могу сказать, потому что наши пути разошлись. Я начала заниматься спортом.

— Увлеклись баскетболом?

— Пришел в школу тренер, отобрал высоких девочек. 47-й год. На зимних каникулах выступала на первенстве города. После окончания школы пришла в «Динамо» к заслуженному тренеру СССР Миркияну Егорову: «Хочу у вас тренироваться!». Так и сказала. Меня взяли в команду мастеров.

Мы были в эвакуации на Урале, а когда вернулись, наше жилье заняли. Нам дали крошечную однокомнатную квартиру — семь квадратных метров. Я спала на сундуке, который мы привезли из эвакуации. Ноги на нем не помещались, я подставляла табуретку. И для меня счастьем было, когда мы ездили на соревнования в другие города, спать в гостинице на нормальной кровати.

В 56-м в Москве проходила I Спартакиада народов СССР. Я играла в сборной Украины. Перед матчем разминаюсь со всеми на площадке. Вдруг вижу — идет ко мне Володя Высоцкий. В кепке. Столько лет не виделись! Обнялись. До игры осталось совсем немного. Тренер уже поглядывает на меня, не до разговоров. Я говорю: «Понимаешь, мне сейчас нужно размяться». Он побыл немного и ушел. Больше я с ним не встречалась.










Дед Высоцкого по отцовской линии Владимир Семенович (Вольф Шлиомович)

— Вы следили за его судьбой?

— Честно говоря, нет. У меня своих забот хватало. Я уже была тренером. Шла как-то со своей воспитанницей Ларисой после тренировки, и она мне говорит: «Людмила Леоновна, а вы знаете певца и поэта Владимира Высоцкого? У него такие песни!».

И я стала больше им интересоваться. Купила магнитофон. Семен дал мне бобины. По нескольку раз смотрела фильмы с его участием. Особенно «Место встречи изменить нельзя». Во время съемок этого фильма мы были в Одессе на соревнованиях. Прибегают ко мне девочки: «Людмила Леоновна, мы видели Володю Высоцкого!». Я нашла телефон киностудии, стала звонить, но так и не дозвонилась. Это было за день до отъезда в Киев.

Чтобы встретиться с Володей, нужно было бросить своих девочек, а я не могла себе этого позволить — отвечала за них головой.

«НА КЛАДБИЩЕ СМЕТАЛИ ДАЖЕ РОДСТВЕННИКОВ. НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ПРОТОЛКНУТЬСЯ К ГРОБУ»

— Вы были на похоронах Высоцкого?

— Да. Мне позвонила Женя, вторая жена Володиного отца. Как раз в Москве проходили Олимпийские игры. Билеты в столицу не продавали. Я позвонила знакомому, он мне помог достать билет на самолет. Но в аэропорту «Борисполь» — милиция, не пропускают на посадку даже с билетом. Строго так спрашивают: «А вы чего туда?». Достаю метрику: «Я родственница Владимира Высоцкого, еду на похороны». Смягчились: «Ну идите».

В Москве приехала на Малую Грузинскую, где он жил. Володя лежал в гробу в своем кабинете на письменном столе, за которым работал.

— Обратили внимание на обстановку в квартире? Что бросилось в глаза?

— Я была поражена скромностью увиденного: никакого хрусталя, обыкновенная мебель — ничего особенного. На стене только карта мира, на которой были отмечены флажками места, где побывал Володя. Большие часы. Коридор немножко переделанный: он собирался сделать сауну, но не успел. Кухня — длинная, стол, скамейка — на всю длину. Единственное, что меня удивило, смотрю: о, ковер на полу такой же, как у Семена! Один к одному, одинаковый рисунок. Кто кому покупал, Володя — отцу или Семен — сыну, не знаю.

— Чем запомнились похороны?

— Семен мне говорит: «Сейчас ты увидишь, сколько людей придет!». Только-только забрезжил рассвет, я выглянула в окно. Боже мой! Людей — масса, на улице и в округе... Затем мы поехали в театр. Гроб стоял на сцене, а занавес был от спектакля «Гамлет». Возле гроба сидели родственники, большинство, как ни странно, со стороны второй жены Семена, армяне. Не было родственников дяди Алексея, так как они где-то отдыхали.








«Я ушел от пеленок и сосок,
Поживал — не забыт, не заброшен.
И дразнили меня «недоносок»,
Хоть и был я нормально доношен».

Володя Высоцкий.
Фото слева — 1944 год, справа — 1940 год

Семен говорит: «Давай выйдем на воздух». Вышли. И я снова: «Боже!». Творилось что-то невообразимое! Милиция — конная! Люди на деревьях, на крышах. А очередь, чтобы пройти мимо сцены и попрощаться с Володей, — многокилометровая! Всенародное горе!

Отправились на кладбище. Ехали по проспекту, народ — по обе стороны. Всю дорогу бросали цветы. Этот самый, как его, Юрий Любимов ручкой махал...

То, что творилось на кладбище, не передать словами! Люди, которые, может быть, вообще не имели никакого отношения к Володе, сметали даже родственников. Всех, без разбора! Невозможно было протолкнуться к гробу. Еле протиснулись.

— Какие надгробные речи звучали?

— Мне запомнилось то, что сказал Михаил Ульянов на панихиде, — честно и порядочно. Мол, система такая, что поэту не давали сцену, но у него хватило мужества сказать правду, какая она есть.

«ВОЛОДЯ СКИТАЛСЯ С МАРИНОЙ ПО ЧУЖИМ УГЛАМ. ОТЕЦ ПОМОЧЬ ЕМУ НЕ ЗАХОТЕЛ»

— Вас потрясали слухи, разговоры о том, что ваш племянник пил, кололся? Спорили из-за этого с кем-то?

— Нет. Я это не воспринимала вообще, честно говоря. Володя говорил людям правду, выплескивал ее в музыке, в стихах и делал это с болью. А что касается выпивки, то выпивал он еще до того, как стал знаменитым. И лично я считаю, что в этом виновата мать, хотя никого судить нельзя. Она снова вышла замуж, причем я знаю со слов Семена, что ее второй муж был алкоголиком.

— После школы родители навязывали Володе, куда поступать?

— Семен — нет, а дедушка — да. Все толкал его в строительный. Он поучился немного и бросил.

— Какие у Владимира Семеновича были взаимоотношения с отцом?

— Напряженные. Хотя Семен говорил, что вроде бы нормальные. Но я так не считаю. Володя в свое время очень материально нуждался. Скитался с Мариной Влади по чужим углам. У них не было даже своего места, негде было жить. Это разве нормальное явление? А отец был при деньгах, мог ему помочь, но не захотел.






«Час зачатья я помню неточно — значит, память моя однобока...».

Папа Высоцкого Семен Владимирович и мама Нина Максимовна, конец 40-х

Когда умерла бабушка Ирина Алексеевна, я присутствовала при том, как братья в Киеве делили ее наследство. Приехали Семен с женой, Алексей... Я, языкатая, смотрела, смотрела на их споры и не выдержала: «Да ради Бога, что вы эти камни делите?». Ну, я такая вот нехорошая, к золоту безразличная: есть оно, нет — мне все равно. А тут люди совершенно другого склада, для них главное — блеснуть золотом, бриллиантами...

Они тогда на меня страшно обиделись, даже со мной не разговаривали долгое время. Я к чему это веду? Моя подруга в Ленинграде купила югославскую стенку, которая по тем временам стоила четыре тысячи с чем-то. Это как сейчас 40 тысяч. Через какое-то время приезжаю к Семену в Москву — у него точно такая стенка стоит! И вся блестит.

Дядя Володя, их отец, когда был в Германии, накупил там много красивых композиций из бронзы XVIII-XIX века. Очень дорогие! Сперва они были у второй жены дяди Володи, а когда он умер, смотрю: часть бронзы — у Семена. Не квартира, а комиссионный антикварный магазин! Он мог продать что-нибудь из этих вещей и купить сыну квартиру, чтобы тот не скитался. Хотя бы из наследства бабушки что-то выделил.

«НИКИТУ ВЫСОЦКОГО Я НЕ УВАЖАЮ ЗА ТО, ЧТО ОН ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ МАРИНЫ ВЛАДИ»

— У вас были встречи с детьми Высоцкого?

— Аркашку я не помню: видела его или нет — не хочу врать. А с Никитой приходилось встречаться. Он тоже одно время занимался баскетболом в одной из сильнейших тогда в Москве спортивных школ. Он мне совершенно не нравится, я его не уважаю.

— Почему у вас о нем сложилось такое мнение?

— Хоть бы позвонил, когда бывает в Киеве, поинтересовался — все же я ему какая-то родня. Как-то Семен позвонил: мол, внук Никита в Киеве, завтра будет в Москве, назвал номер поезда и вагона. Я купила «Киевский торт», поехала на вокзал. Вручила ему. Хоть бы спасибо сказал, слово произнес. Ничего!

Когда умер Володя, его сыновья имели право получить отцовские деньги, но их, как мне потом рассказали, еще надо было найти. Аркаша — порядочный парень и вообще не хотел в это дело влезать. А Никита рыскал, рыскал — нашел!..

У меня есть книжка «Прерванный полет» Марины Влади — о Володе Высоцком. Когда Семен узнал, что я ее приобрела, был очень недоволен: «Как ты могла купить такую книжку?».






Похороны Владимира Высоцкого, Москва, Ваганьковское кладбище, 1980 год.
Стоят у гроба слева направо в первом ряду: Марина Влади, школьный товарищ Высоцкого, мать Всеволода Абдулова и тетя Владимира Семеновича Людмила Яременко

Фото из архива Людмилы ЯРЕМЕНКО

Я смотрела по телевизору, как Никита, явно подговоренный Семеном, выступал против Марины: мол, как эта Влади посмела открыть, что Высоцкий был наркоманом и все такое... В чем дело? Вдова написала всю правду — как смогла и как считала нужным. Правду у нас не любят. И вот этот молодой человек, который даже не пришел на похороны отца, позволяет себе такие выпады...

— Как вы думаете, почему Высоцкий изменял Марине Влади?

— А почему мужчины вообще изменяют?

— Не все же...

— Но многие. Дело в том, что сами женщины виноваты. Если бы Володя с Мариной жили вместе, тогда, может быть, этого не было, понимаете? А тут каждая цеплялась к нему...

При этом, если бы не Марина, Володя бы давно в тюрьме сидел! Она его спасала! Столько вытерпела ради него. Даже вступила в компартию Франции, хотя эта компартия нужна была ей, как чирей на одно место. Марина его любила. У нее, конечно, свой менталитет — французский, а у него — русский. Но что делать? Я думаю, вместе им было хорошо.

Помню, слушала Никиту и думала: «Боже! Ну каким надо быть, чтобы выступать против этой женщины?». На нее свалилось несчастье, она столько пережила! Ухаживала за Володей. Сколько раз он умирал, а Марина буквально вытаскивала его с того света! Столько всего делала, но, к сожалению, все равно ничего не получилось...

Да что сейчас об этом говорить... Володю любили, любят и будут любить, несмотря ни на что. Светлая ему память... Я верю, что душа человека — вечная.

0

42

When The Legendary Soviet Bard Vladimir Vysotsky Hit Hollywood
http://www.rferl.org/content/vladimir-v … 42717.html

By Carl Schreck
July 22, 2015

On a balmy summer evening in the posh Los Angeles neighborhood of Pacific Palisades, movie stars and industry players mingled around the pool and on the veranda, nursing drinks and clouding the air with plumes of expensive cigar smoke.

The partygoers, according to witnesses, included Hollywood royalty and rising talent alike: Gregory Peck, Natalie Wood, Liza Minnelli, Robert De Niro, Anthony Hopkins, Michael Douglas, and Sylvester Stallone, whose film Rocky would make him a worldwide star after its release four months later in November 1976.

A stranger dressed in pale blue maneuvered his short, sturdy frame through the crowd as well. His intense eyes “glistened with excitement” on that evening, and an implant of the antialcoholism drug disulfiram had helped liberate him temporarily from his bondage to the bottle, his wife would later write.

At some point during the evening, the host of the party, Hollywood producer Mike Medavoy, introduced the man, who had brought his own seven-string guitar to the star-studded gathering.

“He took the guitar, sat in the living room, and played,” Medavoy told RFE/RL.

Only a handful of guests knew that the man delivering this impromptu performance in Russian, Vladimir Vysotsky, was among the most famous people in the Soviet Union -- a land hidden behind the Iron Curtain at the time, deep in the Cold War.

“It was a typical party in Hollywood with lots of people in the business, some who knew each other and others who didn’t,” said Medavoy, who has been involved in seven Best Picture Oscar-winners and at the time served as head of production at United Artists. “And the thing that was different was having Vysotsky. Obviously, nobody knew who he was.”

That was something that Vysotsky, who died 35 years ago this week, had hoped to change in what turned out to be the final chapter of his short, hard-lived life. Vysotsky’s iconic status in his homeland derived from his poignant, ironic, and cleverly subversive songs -- delivered in a passionate, guttural rasp -- that circulated hand-to-hand on underground recordings across the Soviet Union’s 11 time zones. But he was also a Soviet stage and movie star. And having already conquered the hearts of his compatriots, in his last years Vysotsky turned his ambitions toward Tinseltown, where he hobnobbed with celebrities and ultimately sought to make a splash on the silver screen.

For Vysotsky, the concert at Medavoy’s house would become a launching point of sorts for this mission, his inaugural plunge deep into the exclusive world of Hollywood stardom with his wife, the French actress Marina Vlady, by his side.

"I was struck about how happy he seemed to be there,” said Medavoy, “and how excited both he and Marina were about discovering this brand new world."

Antiestablishment Folk Hero

The world of Vysotsky’s songs, which he began composing and performing in the early 1960s, was not one of Hollywood-style glamor. He sang about the hypocrisy and myriad absurdities that pervaded everyday life in the Soviet Union, about convicts and hustlers, about gulags and the tragic plights of those doomed by war.

These songs made Vyostsky a folk hero in the Soviet Union, a beloved champion of the struggling everyman. His legendary status in Russia endures: Vysotsky finished second only to Soviet cosmonaut Yury Gagarin -- the first human in space -- in a 2010 nationwide poll surveying Russians on their 20th-century idols.

Soviet authorities were less keen -- officially, at least -- about his work and long refused to distribute his music or publish his poetry. Soviet officials and the state-controlled press in the late 1960s lobbed epithets like “anti-Soviet scum” at Vysotsky and accused him of producing “immoral, smutty songs.”

Yet Vysotsky was not a dissident in the mold of Aleksandr Solzhenitsyn or Andrei Sakharov. His songs deftly stopped short of overt antigovernment sentiment. Instead, he couched his criticism in metaphors, allegories, humorous wordplay, and sly needling. In Vysotsky’s song Instructions Before A Trip Abroad, the narrator says: “He gave me a brochure to read as an order, not to dare act as stupidly there as we do at home.”

While authorities choked off his access to state-run recording labels and refused to publish his poetry, Vysotsky reportedly gained fans among senior officials who, like millions of other Soviet citizens, listened to black-market recordings of songs he played before small groups at his friends’ apartments. He was allowed to work as an actor, as well as perform concerts. And he had access to perks that most Soviet citizens only dreamed of, such as sufficient funds and permission to travel abroad. Vysotsky took advantage of this privilege and crisscrossed the world -- from Paris, where Vlady lived, to the United States, and even Tahiti in the South Pacific.

But it was in the United States specifically where Vysotsky, who spoke English poorly, ultimately wanted to test himself, according to his friend, Valery Yanklovich.

“He felt that he could work in America,” Yanklovich said in the 1998 Russian-language documentary Vladimir Vysotsky In America. “He thought that he might be understood even in America.”

‘Who Is This Guy?’

Vysotsky’s singular growl reverberated through Medavoy’s house and drifted out into the California night, drawing the attention of guests milling about in the backyard.

“As he kept singing with his rough voice and delivery, others were coming in [saying]: ‘Who is this guy singing like this?’” said Dick Finn, a retired Los Angeles-based businessman and a friend of Vysotsky’s, who attended the party. “They were mesmerized by his performance.”

Finn, 74, hosted Vysotsky and Vlady several times in Los Angeles. He recalled in a recent interview with RFE/RL that De Niro and Minnelli, who were shooting the Martin Scorcese-directed film New York, New York at the time, came to the party straight from the set, still wearing their costumes.

Minnelli, who declined through her spokesman to be interviewed, was “sitting almost at [Vysotsky’s] feet,” and Vysotsky appeared “encouraged by her gaze,” Vlady wrote in her 1987 memoir Vladimir, Or The Aborted Flight.

Vlady, who also declined an interview request, did not indicate which songs her husband played that night. Finn, however, recalls that he played one of his most famous, Capricious Horses, a desperate, angst-filled allegory whose narrator lashes his steeds as they pull him along the edge of a cliff toward his “final refuge,” even as he implores them to slow down.

“No one [at the party] understood a word,” the Czech director Milos Forman said in There Are No Prophets In A Prophet’s Land, a 1981 Russian-language documentary about Vysotsky produced in the United States. “But everyone understood that these are deep songs, honest songs, that they were written with all of his heart.”

Rubbing Shoulders With Hollywood

Vysotsky gave his performance at Medavoy’s party on the first of his several visits to the United States in the late 1970s. The trip offered other opportunities to socialize with Hollywood stars and powerbrokers as well, including a pool party hosted by the comedian and screenwriter Buck Henry. During the gathering, Vysotsky frolicked with the ballet star Mikhail Baryshnikov, whom Vysotsky had befriended before the dancer defected from the Soviet Union two years earlier. The reunited friends “splashed around in the pool like children,” while Vysotsky executed “acrobatic jumps” into the pool and “raised a ruckus,” Vlady wrote later.

Also present at the pool party were Forman and the actress Jessica Lange, with whom Baryshnikov would later have a daughter. In a 2014 interview, the Russian late-night television host Ivan Urgant asked Lange about a photograph taken of her, Forman, Vysotsky, and Vlady -- all wearing bathing suits -- lounging poolside with a sprawling panorama of Los Angeles in the background. Lange said she met Vysotsky in Los Angeles and Paris, adding that “he would play guitar and he would sing when we were just sitting around in the evening.”

Vysotsky also spent his time in California reveling in the state’s warm weather, stunning natural beauty, and tourist attractions like Disneyland, which Vysotsky had been talking about on their 1976 trip “ever since Moscow,” Vlady recalls in her memoir, which is written in the second person as if she is addressing Vysotsky. The couple arrived at the theme park and managed to hit “all of the rides” and shows, she says.

“It’s clear,” she writes, “from your wide-open eyes, which leap from object to object, and your joyous face that you are enthralled with this spectacle.”

A Brush With Bronson

In her memoir, Vlady describes Vysotsky as starstruck by the audience he would perform for at Medavoy’s party. “You elbow me, and like an enchanted young boy pronounce the names of the actors out loud,” she writes.

Missing from the crowd, however, was his favorite Hollywood actor, a rugged star with Russian and Lithuanian heritage who, like Vysotsky, handled tough-guy roles: Charles Bronson.

Vysotsky had hoped to meet Bronson not only because he admired the American actor’s work, but also because he wanted revenge, according to a story repeated by Vlady and Vysotsky’s friends. The story, which bears a hint of the apocryphal, begins weeks before the party, in Montreal, where Vysotsky was recording some of his songs at a studio. Late one night, Vysotsky, who suffered from insomnia, left his hotel room and went out on a balcony, where he encountered Bronson smoking.

“Volodya came up to him quickly and said, ‘Mr. Bronson,’” Vysotsky’s friend, the artist Mikhail Shemyakin, said in No Prophets. “[Vysotsky] spoke English very, very badly, but he wanted to explain that he loved him and that he’s a Russian poet, a Russian singer, and just to talk. For him, this was an extraordinary meeting.”

Bronson, who died in 2003, purportedly responded with a gruffness and brevity befitting his on-screen persona: “Go away.”

The dissident Soviet émigré writer Sergei Dovlatov later quoted Vysotsky as chalking up Bronson’s brush-off to karma for an incident in Moscow when, in a foul mood “before a bender,” he told an autograph-seeker late one night to scram.

Karma or not, Vysotsky said he was “so upset, to the core of my soul,” that he “couldn’t leave the hotel for an entire day,” Shemyakin said in No Prophets. He said Vysotsky told him that he was preparing to meet Hollywood actors after the stay in Montreal and “dreamed of exacting revenge.”

“I swore that if Bronson comes up to me after my singing, I’m going to hand his words back to him,” Shemyakin quoted Vysotsky as saying.

‘I Love My Country’

After his sojourn in Los Angeles in August 1976, Vysotsky and Vlady flew to New York, where they stayed at Baryshnikov’s apartment and met with the exiled Soviet poet Joseph Brodsky. During his stay, Vysotsky addressed the issue of his potential move to the West in a television interview with the renowned American journalist Dan Rather for the CBS network’s flagship news magazine program 60 Minutes:

In the interview , Vysotsky dismissed Rather’s suggestion that the Soviet leadership might have cause to worry about his possible defection.

“I’ve left the Soviet Union already four or five times and always returned,” Vysotsky told Rather. “It’s even funny, because I think if I was that kind of person, that they were afraid of letting me out of the country, we’d be having quite a different interview than we are having now. I’m sitting quietly, with you asking me the questions you want to ask me, and I’m answering them calmly. I love my country, and I don’t want to do it any harm. And I will not.”

After the interview aired the following year, a U.S. State Department official wrote in an unclassified cable published in 2014 by WikiLeaks that the 60 Minutes segment portrayed Vysotsky “as an example of officially tolerated dissent in the Soviet Union.”

Barry Rubin, an American friend and translator of Brodsky’s, told the Minnesota-based Vysotsky expert Mark Tsibulsky that the Soviet government might have been pleased with the interview because it showed that “if a dissident can go to Tahiti and perform in America, then things can’t be that bad for him in his homeland.”

Privately, Vysotsky was feeling increasingly shackled both creatively and personally in the Soviet Union, the late Soviet dissident writer Vasily Aksyonov said in the documentary Vladimir Vysotsky In America. He describes a visit that Vysotsky and Vlady paid him at his home outside Moscow to seek his advice about whether to decamp across the Iron Curtain.

“‘What do you think? Is it worth it for me to move to the West? I can’t take it anymore here. I’m suffocating,’” Aksyonov, who did not indicate in which year the meeting took place, quoted Vysotsky as saying.

Aksyonov said Vysotsky thought he could dry out if he moved abroad because he “connected his benders with being in his homeland and thought, naively of course, that it would be different” in the West. “He talked about maybe opening a Russian artistic club in New York,” Aksyonov said. “… And as far as I recall, I actively dissuaded him. It would be like, I don’t know, Gagarin suddenly deciding to stay in the West.”

​‘Amazing! Incredible!’

Exactly how long, and how many songs, Vysotsky played for his Hollywood audience in Medavoy’s living room remains unclear. Vlady and Forman have said he played an hourlong set. Finn said Vysotsky performed one or two songs, while Medavoy, now the chairman and CEO of Phoenix Pictures, told RFE/RL that he “sang probably for a half hour or more.”

Vysotsky’s rich and often slang-filled lyrics, which Brodsky so admired that he felt the guitar undermined their poetry, have flummoxed many a translator, though Vlady did her best to relay Vysotsky’s words to the audience. Other accounts suggest Natalie Wood, the daughter of Russian immigrants who spoke heavily accented Russian, assumed interpreting duties as well.

Despite the language barrier, Vysotsky “definitely received a very, very warm applause” after he struck his final chord, said Finn, who was born to Polish Jews in an Arkhangelsk labor camp and whose friendship Vysotsky praised in a short poem penned in 1977. “I wouldn’t call it more than that,” he said.

Vlady recalled a stunned silence followed by a boisterous reception led by De Niro and Minnelli, whom she and Vysotsky had watched earlier in the day on the MGM set of New York, New York. “You play the last song, and a long silence reigns,” Vlady writes in her memoir. “Everyone stares at each other in disbelief. All of them are enthralled by the man in blue. Liza Minnelli and Robert De Niro set the tone, shouting: ‘Amazing! Incredible!’”

‘I’m Really Famous’

Vysotsky returned to the United States each year from 1977 to 1979, visiting friends and playing concerts before enthusiastic émigré and academic crowds in several U.S. cities. His fascination with various aspects of Americana persisted, according to recollections of Michael Mish, a musician who met Vysotsky through their mutual friend, Dick Finn.

In an August 2, 1977, journal entry that he provided to RFE/RL, Mish wrote that Vysotsky “had an endless curiosity for the luxury associated with this, the Western culture.”

“Pool in the backyard. Levi’s jeans. Ice cream. Digital watches. A small boy of 39 in awe of the amethyst fountain of progress,” he wrote, noting that Vlady and Vysotsky had stayed at his house two weeks earlier.

Mish added in the journal entry that Vysotsky dreamed of owning “a big trailer or Winnebago-type recreational vehicle.” (The Soviet chess legend Anatoly Karpov has said that in the 1970s, he, Vysotsky, and Soviet leadaer Leonid Brezhnev owned the only three Mercedes cars in all of Moscow).

Mish, who conversed with Vysotsky in French, told RFE/RL that Vysotsky was spellbound by the area’s idyllic coastal scenery as well. Early one morning, he said, the two men walked up to a nearby bluff overlooking the Pacific Ocean.

“As we approached the ocean, and the ocean started unveiling itself to us, he leaned into me and grabbed my forearm, and he said: ‘I want to spend the whole day here tomorrow just looking at this,’" Mish said.

When they returned home, Vysotsky “did what he would often do, which was just to grab my forearm and press his thumb into my forearm to let me know that what he was about to say had import,” he added. "And what he said was: ‘You know, I’m really famous. There isn’t a single Soviet that doesn’t know who I am.’"

Vacation After War

Having already rubbed shoulders with Hollywood stars on their own turf, Vysotsky made his play for fame in the movie capital of the world in 1979. He returned to the United States for the final time in December of that year, arriving in Los Angeles hoping to convince Hollywood players to produce a screenplay he’d co-authored with a friend.

Reportedly written over the course of five days, the screenplay, titled Vacation After War, tells the story of a Soviet pilot captured by the Nazis during World War II who manages to escape from a concentration camp together with a Polish and a French solider. Adventure ensues, including their capture by an American military patrol that suspects they are SS agents. Vysotsky envisioned himself starring in the film alongside French actor Gerard Depardieu and the dashing Polish actor Daniel Olbrychski.

Mish, who hosted Vysotsky on that trip, said he served as a translator while Vysotsky pitched the screenplay to Medavoy during a dinner at the seafood restaurant Gladstones, overlooking the Pacific Ocean. He recalled Vysotsky “animatedly discussing the plot of his film, and he would take pauses for me to translate.”

Mish said he also helped Vysotsky pitch the script by telephone to Buck Henry, who was nominated for an Oscar for his adapted screenplay for the 1968 film The Graduate and for best director for the 1979 film Heaven Can Wait, which starred and was co-directed by Warren Beatty.

“I remember Buck being mildly interested but noncommittal. Same with Mike Medavoy,” Mish told RFE/RL.

Medavoy said he remembered that Vysotsky “pitched something, but I can’t remember the specifics.” Henry did not respond to e-mails seeking comment.

According to Shemyakin, Vysotsky originally intended to have the film made in France but had said that Hollywood “may be an option” as well. “Nothing came of the screenplay, though Volodya dreamed something would,” Shemyakin told Tsibulsky, the Minnesota-based Vysotsky expert.

Vysotsky playing guitar in a 1965 theater production of Ten Days That Shook The World. More than a decade later, Vysotsky reportedly wanted to land a role in Reds, the Warren Beatty-directed film based on the life of that book’s author, John Reed
Vysotsky playing guitar in a 1965 theater production of Ten Days That Shook The World. More than a decade later, Vysotsky reportedly wanted to land a role in Reds, the Warren Beatty-directed film based on the life of that book’s author, John Reed
Despite Vysotsky’s interest in working in Hollywood, both Mish and Finn doubted he had designs on setting up shop permanently there. Such a move, he feared, would rob him of the audience and inspiration for his music, they said.

"This is one of those important reasons why he decided in the final end not to seek asylum in the West, not to seek to immigrate [to] the West,” Finn told RFE/RL. “He decided: ‘No, if I go from Russia, not only will I be completely unknown thereafter, but I will also lose touch with my people. I’ll lose touch with what makes me go.' He was a major patriot when it came to Russia. He would say: ‘Why would I want to leave what makes me tick, what makes me alive?’"

Sobriety Lost

By the time he was pitching his movie script in Hollywood, Vysotsky had long since abandoned the sobriety that Vlady said emboldened him when he played for the stars at Medavoy’s house. He had planned to fly from Los Angeles to Tahiti for the wedding of Vlady’s ex-husband but was not allowed on the plane due to a visa issue. Mish said he drove Vysotsky to the airport on the day he was kept off the plane.

“That was the first time I’d ever seen Vladimir cry,” Mish said, adding that Vysotsky’s emotions during his stay seemed “more extreme” than usual. He suspects Vysotsky “may have just started taking drugs or something.”

Vlady wrote that when she arrived in Los Angeles two weeks later, her husband was spending “entire days” recording his music in Mish’s home studio. (Mish provided to RFE/RL an excerpt of a recording Vysotsky made there of his song Apples Of Paradise. Read more about that -- and listen to it -- here.) He was “not eating, not sleeping"and “talking incessantly,” and only later did Vlady understand that Vysotsky was abusing drugs, she wrote.

Vysotsky was injecting morphine in the final years of his life, in part as a means of curtailing his notorious binge drinking, according to those who knew him. While touring in Soviet Uzbekistan in July 1979, he collapsed and was revived by a doctor following an incident believed to be linked to his drug use.

Vysotsky died of heart failure a year later on July 25, 1980, during the Summer Olympics in Moscow. His premature demise at age 42 is widely attributed to the punishment he inflicted on his body with alcohol, cigarettes, and drugs, as well as to the pressure-cooker existence he led under a regime suspicious of his art. With the eyes of the world on the Olympics, the Soviet government remained virtually silent about his death. Tens of thousands of admirers nonetheless flooded the streets of Moscow to mourn Vysotsky, setting up a tense standoff with police attempting to stem the unrest.

‘Hello Warren’

Six months before he visited Hollywood for the last time in December 1979 -- and just over a year before he died -- Vysotsky entered a television studio early in the morning at the sprawling Moscow State University campus together with his friend, Valery Yanklovich. Vysotsky wore brown trousers, a tan coat, and an orange-red collared shirt with the top three buttons unsecured. Sporting deep circles under his eyes, he perched himself on a chair in front of a video camera and stumbled through an introduction in his broken English.

“Hello, Warren, how are you?” he said. “Excuse me my English, because I never speak in English. This first much I speak. I will not speak English. I will speak Russian. Because you know, you understand Russian.”


The intended recipient of the video was Warren Beatty, who was preparing to shoot the movie Reds based on the life of the American journalist John Reed, author of Ten Days That Shook The World, a firsthand account of the Bolshevik Revolution. (Beatty spoke some Russian and had conducted research for the script during a trip to the Soviet Union a decade earlier.)

Yanklovich said in a 2013 documentary aired on Russian state television that a Hollywood contact of Vysotsky’s -- perhaps Milos Forman or Natalie Wood -- had advised him to reach out to Beatty about possibly landing a role in the film. It is unclear whether Beatty, who could not be reached for comment, ever saw the 30-minute video. Vysotsky, however, was not cast in Reds, which was nominated for best picture and earned Beatty an Oscar for best director.

In the video letter to Beatty, Vysotsky reads poetry and delivers Hamlet's soliloquy, revising a role that earned him acclaim at Moscow’s Taganka Theater.

He also plays several of his most famous songs, including the one that Finn says he performed at the Hollywood party in 1976: Capricious Horses.

While introducing the song, Vysotsky coughs violently and explains in Russian: “It’s morning here. That’s why” -- he points toward his tobacco-ravaged vocal cords and shakes his head -- “aren’t working yet.” Then he begins:

"On a rugged cliff, the very edge, above the endless chasm

I keep lashing at my horses with my whip clenched in a spasm. But the air is growing thinner, I am gasping, drowning, crying.

I can sense with horrid wonder, I am vanishing, I'm dying." *

*Translations by Stanley Altshuller

0

43

Сергей Соломон added 2 new photos.
Yesterday at 2:13am ·
Побег, который не удался

Вспоминаю, как впервые увидел Путина на экране телевизора.
1998 год. Программа "Время".
И журналисты берут интервью у главы ФСБ Путина.

И Путин сыплет в ответ цитатами из Высоцкого.
Одна за другой. Одна за другой. Не переставая.
Я тогда обрадовался — вот, думаю, какой-то приличный человек наконец-то там появился.

И забыл об этом.
Потом, в 1999-2000, глядя на то, что происходит,
понял, что за птица.

И задался вопросом:
"Эти люди так любят Высоцкого.
Нет ли в этом дьявольской усмешки?

Ведь именно они совали палки ему в колеса на всех уровнях. Ведь именно их не переносил Высоцкий и открыто говорил об этом друзьям.

Его тошнило, когда Юлиан Семенов позвал к себе в гости.
"Не переношу гебню", — сказал поэт своему другу Вадиму Туманову. И не поехал к Семенову.

Итак, те, кто его травил нещадно и преследовал, взяли поэта себе в союзники. Сняли кино. "Спасибо, что живой".

На предвыборных плакатах партии "Единая Россия" в 2012 году красовалось изображение Владимира. И не Путина. Высоцкого.

Всё дело в цикличности, конечно.
Чтобы раз в сто лет. Языческим царькам всегда нужны правильные жрецы. Володя Ульянов был тайным поклонником Тютчева.

Но место верного жреца отдал гигантскому Володе Маяковскому. Спасибо, что живому. Такой союз на самом деле помогает овладеть миром.

Двуглавый Владимир. Жнец и жрец.
Фигурка сеятеля — в перспективе.
Володя Путин с детства обожал другого Володю — Высоцкого.

Судя по новому кино, все ГБ обожало и оберегало бедного Высоцкого. И только друзья-евреи, рвачи и деляги, гробили поэта.

Маленьким Володям в одиночку переть на вершину трудно.

Без партнера. И чтобы не нарушать традицию вековую, власти проводят сеанс спиритизма. До и после ТОГО, на экране и плакатах — Высоцкий.

Вызвали на помощь покойника.
Я задумался. Начал сопоставлять факты из биографии Высоцкого. События последних двух лет его жизни.

И вдруг, когда сопоставил все происходившее, до меня дошло — убрали его. Просто убрали. Я сел и написал эту статью:

Владимир Высоцкий. "Побег, который не удался". (Возможная причина смерти. Версия.)

Смерть Высоцкого до сих пор окружена ореолом таинственности. С 1975 года он был подсажен на наркотики. В этой истории много вопросов. Подсадили ВВС на наркотики его же собственные врачи. Вернее, один доктор. Анатолий Федотов.

Морфий использовался для снятия алкогольного синдрома.
И в дальнейшем Высоцкий прибегал к такому способу выхода из запоя все чаще и чаще. Роль Федотова была более чем странной в этой истории.

Далее Высоцкий беспрепятственно мог доставать наркотики, перевозить флаконы с зельем через границу в самолетах — никто ему не мешал. Не проверял. Это само по себе тоже весьма странно выглядит.

Если вспомнить, в какой стране жил Высоцкий.
В стране, где даже за гомосексуализм сажали. И проверяли всех и вся. На все. Конечно, можно сказать, что слава открывала поэту все двери. И закрывала глаза властям на любые шалости любимца всей страны.

Но более чем странно поведение врача Федотова в дни якобы агонии, и особенно в ночь, когда Высоцкий умер. Вернее, задохнулся от введенных ему Федотовым лекарств. Асфиксия.

Задохнулся от собственного языка впавшего...
Наркоманам нельзя вводить седуксен.
Именно это лекарство ввел Федотов.

Подозрителен отказ Федотова и личного фельдшера Высоцкого — Игоря Годяева — отдать Высоцкого бригаде реаниматологов во главе с профессором Сульповаром в ночь с 23 на 24 июля.

И таинственна смерть самого Годяева — нашли повешенным через год после смерти Высоцкого. Без записки. Федотов тоже ушел странно. Передоз.

Конечно, весь 1980 год Высоцкий был болен тяжело.
Но неизвестно, как могли бы повернуться события, если бы летом 80-го все произошло иначе.

В деле Галича, например, все более-менее прозрачно — неизвестны только имена убийц в связи с закрытыми до сих пор архивами советской доблестной ЧК.

С Высоцким же, если и была проведена операция, то операция многоступенчатая, с возможными вариантами развития событий.

Без четких указаний убрать до самого последнего момента.
Почему же этот момент наступил именно летом 1980 года?

Дело в том, что последние полтора года жизни, 1979-1980, Высоцкий занимает все более резко очерченную антисоветскую позицию, близкую к позиции лидеров диссидентского (так это почему-то называлось) движения.

Это проявляется прежде всего в стихах.

Завуалированные метафоры, образы, эзопов язык уступают место ясным и недвусмысленным строкам.

"Мою страну, что тот дырявый кузов,
Ведет шофер, которому плевать..."

"А мы живём в мертвящей пустоте,
— Попробуй надави — и брызнет гноем,
— И страх мертвящий заглушаем воем,
И вечно первые, и эти, что в хвосте.

И обязательные жертвоприношенья,
Отцами нашими воспетые не раз,
Печать поставили на наше поколенье,
Лишили разума, и памяти, и глаз.

И запах крови, многих веселя..." (Неоконченное)

Цикл баллад о карательной психиатрии под общим названием "История болезни". Антисталинские песни и стихи: "Был побег на рывок", "А мы пошли за так...", "Летела жизнь в плохом автомобиле...", "Поэма о Солнце".

И, конечно, вот это:

"Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана
— Учителей сожрало море лжи
И выплюнуло возле Магадана.

Но, свысока глазея на невежд,
От них я отличался очень мало
— Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.

А мы шумели в жизни и на сцене:
Мы путаники, мальчики пока.
Но скоро нас заметят и оценят.
Эй!
Против кто?
Намнём ему бока!

Но мы умели чувствовать опасность Задолго до начала холодов.

С бесстыдством шлюхи приходила ясность
И души запирала на засов.

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз
— Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас".

С начала 1979 года Высоцкий прощупывает почву на предмет длительной работы в США. Разговоры об этом с друзьями — постоянная тема.

Шемякин, Янклович... Говорит поэт об этом и с Иосифом Бродским, которому оставляет копии многих своих рукописей на предмет перевода стихов и песен на английский.

В январе 1979 года Высоцкий проводит серию из 17 концертов в городах США. Концерты не санкционированы советскими властями. Высоцкий убеждается, что в США у него есть публика. Концерты проходят триумфально.

В это же время Высоцкий впервые разрешает эмигрантским литературным журналам публиковать свои песни и стихи.

Элитарный парижский журнал "Эхо" под редакцией Марамзина так и поступает. В одном из номеров выходит подборка новых стихов и песен Высоцкого. (В этом же номере впервые напечатаны стихи Льва Лосева с предисловием Иосифа Бродского).

В том же 1979 году Высоцкий отдает очень большую подборку своих прежних вещей в легендарный "Метрополь".
В этой подборке — ранние, дворовые и лагерные песни поэта. Плюс "Банька" и "Охота на волков".
"Метрополь" выходит на Западе, у Карла Проффера, в издательстве "Ардис".

Санкции властей незамедлительны. Из Союза писателей исключают нескольких авторов "Метрополя". Лиснянскую, Липкина, Попова. Высоцкого не трогают.

Он не член СП СССР. Он — всенародный кумир.
С ним необходимо бороться другими методами. Тайными.

Резкое неприятие Высоцким оккупации Афганистана усилило раздражение властей.

"Они совсем о****ли", — кричал Высоцкий сценаристу Шевцову, слушая первые новости о вошедших в Афганистан советских войсках.

Безоговорочно поддержал и академика Сахарова, в феврале 1980-го сосланного в Горький за выступления по вопросам Афганистана.

Высоцкий подписал (впервые для себя) письмо в защиту Сахарова. Впервые вместе с диссидентами он шел в списке подписантов.

Несколько раз порывался поехать к Сахарову в Горький.
Туманов отговорил: "Тебя к нему не пустят, а неприятности будут огромные".

Михаилу Шемякину кричал, закрывая лицо руками:
"Я не могу там жить после этого! Не могу и не хочу!"

На экранах французского ТВ показывали афганских детей, сожженных советским напалмом — и лица советских солдат...

У Высоцкого появилась песня с упоминанием про Афганистан: "Нынче смерть в Афганистане..."

Все это время Высоцкий серьезно обдумывал возможность уехать в США на год, попытаться там чего-то достичь,
создать некий поэтическо-театральный центр.

В мае 80-го в Варшаве он был настроен очень жестко по отношению к советским властям. Заявил польскому журналисту: "Приезжайте в Москву, сделаем интервью, которое взорвет коммунистов. Я им все скажу".

На вопрос анкеты "Самая отвратительная личность в истории" ответил по свидетельству Туманова — Ленин. Дальше шли Сталин, Гитлер, Мао...

Судя по всему, несмотря на очень тяжелое состояние летом 1980-го, побег был замыслен. Скорее всего, осенью 80-го Высоцкий планировал оказаться в Нью-Йорке.
Билет в Париж на 29 июля был взят без обратного вылета.

А теперь представьте себе — любимец и совесть нации говорит по "Голосу Америки" все, что думает по поводу советских властей, по поводу войны в Афганистане.

Обращается к советским гражданам.
И граждане внимают. Внимают кумиру.

Советские вожди забеспокоились.
Они ведь тени собственной боялись.

Галича, который их всех вскрыл аки Исайя.
Но был любим только интеллигенцией фактически.
И все равно его убрали.

Дальше — все, о чем писал вначале. И дело в отношении Федотова, начатое было милицией по статье "убийство по неосторожности", было очень быстро закрыто.

По звонку старших товарищей из комитета.
Ввиду отсутствия состава преступления.
Разумеется. Весь состав был вбухан в глотку и вены Владимира Высоцкого.

Побег был очень близок. Но не удался.

Автор: Марк Эпельзафт

0

44

Кстати, Шемякин, если не ошибаюсь, вполне пропутинский.

0

45

Reitarou написал(а):

Кстати, Шемякин, если не ошибаюсь, вполне пропутинский.

Не ошибаешься, увы.

0

46

Кругом одни евреи...))

http://echo.msk.ru/blog/odin_vv/1809912-echo/

0

47

:D

0

48

0

49

https://youtu.be/jj1MTTArzPI

А по поводу ВСВ он сам хорошо написал
https://youtu.be/QRJTHx1V44A

0


Вы здесь » Форум Августа » Музыка » Владимиру Семёновичу Высоцкому сегодня было бы 77..